211220132534

     Да, в Румынии тоже есть режиссеры-дебютанты. Внеконкурсная подборка, которую мне удалось посмотреть 21 декабря в крошечном, почти домашнем Синем зале «Художественного» — фильмы 2012 года, уже участвовавшие в международных фестивалях. Представлены были три игровых фильма и два анимационных:
Началось все очень, очень тихо — очень уж медитативным был рыбак из «Горизонта» (реж. Пауль Негоеску), если не считать того, что в конце его так же тихо и незаметно утащила под воду огромная рыба. Таким же тихим оказался и второй, и третий. Вообще показалось, что Румыния решила взять именно молчанием — меньше слов, меньше шумовой нагрузки. В каждом из фильмов было немного если не чудес,то явно ирреального, но происходит оно так естественно, будто так и должно быть. Это похоже на путешествие в сон, а маленький зал только способствовал этому, даже попадаешь в него через два коридора и маленькую комнатку из основного вестибюля.

211220132532

«Палата 216Б»(реж. Анна Флореа) — зарисовка, в которой кадры замирают на долгие десятки секунд, в фильме кажущиеся вечностью, и впечатываются картинками в поле внутреннего зрения.К больной пневмонией девочке во сне ли, наяву ли, приходит замотанное в простыни нечто с грустной и трогательной маской на лице. Они оказываются в лесу, и под пение птиц и шелест листвы смерть оставляет девочку здесь, уже мертвую. Из-под маски медленно выкатывается темно-красная слеза, и в таком же молчании идут лаконичные титры. Но в своем этом минимализме ни одна из первых трех работ не показалась незаконченной и не напоминала вырванный откуда-то кусок, а напротив, являла независимый и самобытный (пусть и не спешащий нагрузить нас информацией) жанр короткометражного кино.
Необычайно интересно наблюдать, как этот жанр решают и через него проявляют себя представители разных стран. Подборки получаются многогранные, глубокие, их разворачиваешь одну за одной, как загадочные невиданные конфеты, что бы ни оказалось внутри, потому что каждая работа здесь достойна внимания и уважения.
Ценность подобных фестивалей именно в том, что они запечатлевают важнейший переходный период в кино — творчество молодых авторов, на которое стали обращать больше внимания. В нем можно найти и жизнь, и сон, и смелую правду, и такой же смелый вымысел, все, что придет в незамутненную голову начинающих режиссеров. и смотреть такие работы — как собирать мелкие пестрые ракушки на морском берегу и бережно класть в карман, хотя на пляжных сувенирных прилавках разложены огромные раковины из теплых морей. Это того стоит — собирайте их.

Текст и фото: Любовь Репина