IMG_1538

   Казалось бы, чем можно удивить детей на новогодней елке, когда уже все сценарии заезжены, мультфильмами не создашь ощущение сказки, а те развлекательные программы, которые предлагаются, редко могут похвастаться какой-то особой изысканностью. Но этой зимой мы побывали на еще одном детском спектакле, который опровергает эти грустные мысли, и это снова «Щелкунчик». (Напомню, в театре «Открытая сцена» он был разыгран при помощи театра теней) 6 января на сцене и экране в малолюдном уютном кинотеатре «Спутник» в рамках «Кинозимы» Московского Кино развернулась сказка. На входе малышей с родителями встретила веселая парочка карандашей и Дед Мороз, затевавший игры, пока не началось представление. Когда все расселись и свет погас, дети разом притихли и, завороженные, смотрели на экран. А тут было чему удивиться: ведь на наших глазах талантливая художница Ирина Титова, мультипликатор в песочной технике, в режиме реального времени на сцене рисовала иллюстрации к «Щелкунчику», и все это сопровождалось живой музыкой и замечательным чтением самой сказки вслух.
Оторваться от экрана действительно было невозможно: податливый песок под пальцами художницы оживал и закручивался завитками, точками, линиями, затуманивал желтоватый экран дымкой и снова исчезал с экрана. Песок — не просто очередной материал для изображения. В нем есть особая, таинственная метафизичность, заключающаяся в его недолговечности. Он не дает ничего кроме самого себя, и не слушает ничего, кроме чутких пальцев. Все, что нанесено на поверхность, в любой момент может быть снесено легким дуновением, поэтому жанр песочной анимации — в первую очередь перфоманс, который не нужно загонять в клетку видеосъемки или фото, и в этом его ценность. Сам процесс добавления новых и новых деталей, как по волшебству, многослойный и непредсказуемый, — так называемая «трансформация образов». Казалось бы, всему есть предел, но то, что песок позволял обозначение все более и более мелких подробностей, поражало.
Надо отдать должное чтецам (Варвара Обидор, Анастасия Егорова) и музыкантам ( Кирилл Ошеров – перкуссия,Данила Лукьянов – кларнет,Ольга Кирьянова – виолончель). Процесс получился таким слаженным, музыка, голоса и изображения перетекали друг в друга так плавно, что ни на секунду не появилось ощущения разрозненности. Когда на экране Ирина вывела магическое слово «конец», раздались бурные аплодисменты и крики «Браво». Волшебное повествование завершилось. После спектакля вокруг светостола с песком не было отбоя от желающих прикоснуться к этому волшебству и что-нибудь нарисовать. Все еще светящийся экран заполнился множеством маленьких ладошек. Всем маленьким художникам было предложено перейти в холл, где их уже ждал мастер-класс по созданию мультфильма.
Ирина работает и выступает в уникальной технике «песочного перфоманса» уже 5 лет и все еще продолжает совершенствовать свои навыки. Она является единственным обучающим песочным аниматором в России. Работа с песком, да еще в реальном времени перед публикой — особое действо, требующее собранности, скурпулезности и аккуратности, ведь любое неверное движение может испортить весь замысел. Зато какое впечатление производит наблюдение за оживающими и сменяющими одна другую картинами!
Это пример того, что внимание к экрану привлекается не только яркими цветами и громкими звуками. Особенно это важно для детей, и очень здорово, что загадочная и красивая сказка Гофмана теперь отложится у них в памяти еще и таким художественным оформлением — еще одна крупица в копилку их восприятия прекрасного.

Увидеть это необычайное представление можно еще 7 и 8 января, в 12:00 и 16:30 соответственно.

Текст: Любовь Репина

Фото: Андрей Василев