IMG_3853

Физико-математическое образование не помешало Паскалю стать поистине блестящим философом. Еще в своем семнадцатом веке он явился одним из первых, кто начал рассматривать существование человека в ключе абсурда, во всей его трагичности и красоте. В своих эссе Паскаль задавал неизменный вопрос о смысле жизни человека, о его месте во вселенной. Как великий, мыслящий человек может быть сражен одной-единственной каплей яда? Почему так ничтожно прекрасное тело и конечна невероятная жизнь?

Выразительные отрывки из «Мыслей» Паскаля составили идейную основу спектакля «Части тела» — перформанса, соединившего в себе свет и тени, музыку и слова и очень много смысла. Это творение мастерской и актеров проекта «Открытая Сцена», режиссера Вячеслава Игнатова и хореографа Дмитрия Бородицкого.
Четыре человека, четыре дорожки верного света, два юноши, две девушки. Важно ли, кто они? Пожалуй, ни их характеры, ни имена не имеют значения. Они ползут каждый к своему идеалу, к своему чемодану, стоящему в лучах света у первого ряда. Но вот они его достигли, и мы переносимся в людской поток без места и времени, и безразлично развеваются за спинами те самые «полы длинной верхней одежды…».
Они не пришли к нам — это мы попали в их мысли.

«Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно ушло слишком рано. Мы так неразумны, что блуждаем во времени, нам не принадлежащем, пренебрегая тем единственным, которое нам дано». — раздается голос, заполняя пространство — это не что иное, как фраза Паскаля о времени. Одна из героинь решается рассказать. Или показать.
Перед залом спускается полотно, и на нем начинают танцевать причудливые и узнаваемые тени прошлого, сначала яркие, затем все более безумные. Врывается «Танго Веры» Алексея Айги, и зрители сидят неподвижно, будто застали этих двоих совсем рядом, за опущенной шторой горящего окна.
Но герои появляются перед занавесом — они реальны. Танец перед тканью — это не тень, а живые, гибкие тела, прекрасные в своей ограниченности.
И танец, и свет, и скачущие тени, соприкосновения рук завяжутся в узел, потому что занавес сорван и теперь стал рекой, в которой теряются и выныривают все те же четыре человека. Это поток мыслей, своеобразный алтарь, и Она заворачивается в свои мысли о Них, как в паутину.
Дальше описывать бессмысленно — столь бессмысленны будут любые слова, которыми мы попытаемся описать все, что происходит в голове и на сцене. Тем более, нельзя ручаться, что в замысле имелось в виду именно то, что увидела я, ведь чем символичней выражение, тем больше каждый увидит своего. Одно могу сказать точно: удивителен перфоманс тем, что приводит происходящее на сцене в поразительное, но невыразимое словесно соответствие с реальностью индивидуальной. Как без слов и игры выразить мысли без мыслей, самоощущение, борьбу со своим собственным сознанием? На мой взгляд, основная задача искусства перформанса достигла в «Частях Тела» высшей точки.
После самой главной, финальной, как оказалось, сцены, спектакль неожиданно закончился, оставив не то ощущение незавершенности, не то изумления от внезапного выпадения в реальность. Кто знает, может, это тоже часть задумки. Мы слишком привыкли членить все на начало, середину и конец, а в перформансе ничего подобного быть не может, поэтому элементы оторваны друг от друга и сами от себя и больше напоминают вспышки сознания каждой отдельной Части. Части тела. Сводить ли их воедино — решать вам.

Авторы: Любовь Репина, Андрей Васильев

Фото: Андрей Васильев

Режиссер: Вячеслав Игнатов
Хореограф: Денис Бородицкий
Художник: Анна Шмидт

Музыка: Henry Torgue & Serge Houppin; Ólafur Arnalds; Алексей Айги; Scott Joplin; Paul Haslinger
Музыкальное сопровождение: Алексей Айги

В ролях: Евгения Меглинская, Егор Маслов, Руслан Вольфcон, Мария Вольфсон