3

«Гоголь — это целая вселенная!»

Все мы знаем, что Гоголь — очень сложная и необычная личность, потому и любое действие, посвященное ему, должно быть таким же. И вот перед нами предстал удивительный театральный эксперимент студентов-художников* из ГИТИСа под руководством режиссеров Алексея Размахова и Филиппа Виноградова.
На сцене появился молодой человек, поприветствовал зрителей и сказал, что сами «Вечера на хуторе» к спектаклю никакого отношения не имеют и то, что все увидят на сцене, — вовсе не спектакль. Здесь нет артистов и нет сюжета, зато есть театральные художники и ряд различных этюдов, связанных с Гоголем и его творчеством. «Вечера» — это возможность понаблюдать за процессом создания спектакля, заглянуть в голову художника, режиссера. Сколько комбинаций и этюдов проносится в его голове, прежде чем он выберет один из них? Этюды сменялись один за другим, все это сопровождалось разъяснениями актеров, что помогало зрителю не искать скрытого смысла, а просто любоваться красотой. Нам продемонстрировали различные подходы к Гоголю: эмоциональный, интеллектуальный, музыкальный, исследовательский, натуралистический. Несколько девушек с черными зонтами вышли на сцену, магическим образом из их зонтиков полилась вода, имитируя дождь, поднялась пыль. На сцену вытащили пылесос в виде огромного носа. «Это нос Гоголя. Он бегает по Невскому проспекту и своим дыханием поднимает пыль», — объяснили нам участники постановки. Затем на сцене  на фоне белого холста актеры надували и подбрасывали вверх полиэтиленовые пакеты, изображая облачное небо: «Синий пакет — это образ облачного неба над Петербургом. Синие пакеты кончаются, и начинаются белые — это облачность в Петербурге. Белые пакеты кончаются, и появляются черные — это грозовое небо над Петербургом».

Таких забавных сцен было много. Одна из актрис, вынеся на сцену телевизор с изображением человека, пояснила: «Это Гоголь, я пытаюсь его вытряхнуть, у него клаустрофобия». Нам показали даже две несостоявшиеся встречи Гоголя с Иисусом Христом, причем во время одной из них Иисус покинул картину Иванова «Явление Христа народу», что тоже было продемонстрировано на сцене. Однако когда все сложилось в единую картину, у происходящего появился настоящий смысл. Тот, который вкладывал в свою постановку режиссер. Все это — попытка разобраться в творчестве и в себе, индивидуальное представление творческого процесса, в какой-то степени даже «злая пародия» на взыскания современного режиссера: «Режиссурой занимается каждый, кому не лень. Главное, что не лень!»

* В спектакле участвуют художники Татьяна Анастасова, Аня Кострикова, Катя Злая, Денис Сазонов, Аня Аматуни, Юлиана Лайкова, Влада Помиркованая, Валя Резникова, Саша Барменков, Маша Капрару

Текст: Ангелина Макарова
Фото: Серафима Селецкая