IMG_7279 Пустой зал, заделанные окна, прожектора и никаких декораций… Вот и вся сцена, а на ней только один актер…

«Давайте представим, что здесь две комнаты» — с этих слов начинается спектакль. Рассказчик (режиссер-постановщик Алексей Размахов) с помощью гаджетов и нашего воображения создает два мира, две параллельные комнаты. В голове зрителя комнаты оживают. Вот старинные часы с боем, окно с выходом на Тверскую, мягкое кресло, в котором сидит Софья и рядом Чацкий, склонивший голову ей на колени. В параллельной комнате рояль, дорогие ковры и огромное окно, из которого видны персидские крыши и мечеть, в комнате слышен звук падающих капель, на сцене мы видим таз, а где-то на полу лежит сам Грибоедов. Рассказчик приглашает зрителей на сцену, предлагает почувствовать себя Софьей, Скалозубом или гостем Грибоедова. Теперь каждый сидящий в зале не просто наблюдатель, а участник спектакля.

Ведется настоящая игра с воображением. Со временем на самом деле начинаешь видеть и большую резную русскую дверь в комнате Чацкого, и восточные пейзажи за окном Грибоедова. В зале так хорошо поставлена акустика, что звуки кажутся очень реалистичными. Тиканье часов успокаивает, музыка, играющая на балу, ласкает уши, а падающие капли воды начинают раздражать уже через пару минут. Очень необычно была представлена толпа, раздирающая писателя в конце спектакля. Из-под сцены доставались всё новые и новые ноутбуки, на которых проигрывались видео с агрессивно настроенными толпами арабов. Звук становился всё громче, усиливая ощущение, что все эти люди окружают нас. Кто-то начал ломать дверь. А в это время в соседней комнате с Чацким — сцена монолога » А судьи кто?» под возрастающий шум толпы — все это изрядно пугало.

Было видно, как авторы переживали во время спектакля, так как сами вначале признались, что это лишь начальная версия, и что очень многое не готово. Буквально за день до показа они отказались от всех декораций, обосновывая это тем, что невозможно передать то, что они задумали. Это рисковый, но довольно интересный ход, которому нет однозначной оценки. Некоторые могут посчитать это абсурдом и халтурой, но я уверена, что найдутся и те, кто будут в восторге, и я буду среди них.
Спектакль «Двое» режиссера Алексея Размахова и художника Филиппа Виноградова основан на классической русской пьесе «Горе от ума» и биографии его автора — Александра Грибоедова. Создатели спектакля поместили героев произведения и автора в двух смежных комнатах, чтобы показать их схожесть. И автор, и его персонаж не одни, но одиноки. Это история «лишнего человека», рассмотренная с разных сторон.
Сейчас театр изобилует постановками классики в новом прочтении, часто пошлом и вульгарном, так же многие современные постановки являются попытками поиска нового театрального языка. «Двое» также является современной постановкой, поиском нового художественного языка, но при этом выделяется особой атмосферой уюта, прямым обращением к зрителю, как в диалоге.

Спектакль «Двое» является не столько новым прочтением классики, сколько самостоятельной современной постановкой, способной заинтересовать как зрелого, так и молодого зрителя.

Текст: Светлана Масенкова и Алена Васильева
Фото: Алена Васильева