G.B. ENGLAND. Blackpool. 1982.

*Фото Криса Стил-Перкинса

Открытие Х международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2014» прошло 12 марта в Мультимедия Арт Музее. В рамках этого события были открыты сразу 4 выставки различных по своей культуре и национальности фотографов — из Америки, Англии и Ирана.

Джессика Лэнг «Незримое»

Джессика, знаменитая американская актриса, неоднократный лауреат премий «Оскар» и «Золотой глобус», впервые представила в России свои фотографии. Серия «Незримое» включает более 140 фотографий, сделанных в период от 90-х годов прошлого века до сегодняшних дней. Джессика и сама посетила Москву и побывала на открытии «Фотобиеннале 2014» и своей выставки. Все свои фотографии Лэнг снимает исключительно на пленку и печатает сама. В числе выставочных фото были и сами пленки, где ясно видно что из 30 фотографий выбирается, очень часто, лишь одна, лучшая.

Однако, несмотря на фурор, произведенный приехавшей Джессикой (на открытии были и ее фанаты, которые упорно пытались добраться до актрисы), нельзя сказать что эти 140 фотографий являются чем-то особенным. Черно-белые, где-то немного размыты, часто случайно пойманные моменты, где-то словно постановочные фото («а сядьте здесь и выпрямите спину, улыбочку, улыбочку, прошу») — не знаешь, что же из этого лучше. Все свои фото Джессика сделала в поездках: «Мексиканские сюиты», «Пять безымянных дней», Чьянпас — эти снимки отражают реальность. Но только отражают ее, словно не проникая глубже. Но из правил всегда находятся исключения, их вы увидите ниже.

 

Дэвид Хёрн «Земля моего отца»

Дэвид Хёрн — ключевая фигура британской репортажной фотографии, автор репортажа о венгерской революции (1956), член легендарного фотоагенства «Магнум» (1967), основатель Школы документальной фотографии в Ньюпорте (Уэльсе). И именно это княжество стало исключительно значимым для фотографа. Уэльс — важнейший герой фотографий Дэвида Хёрна.

На выставке фотографии Дэвида перемешали с работами другого известного фотографа, Криса Стил-Перкинса, и из-за этого они стали менее заметны. Угадать, чье фото перед тобой, можно, только если идешь по выставке второй раз или заранее знаешь, что именно снимал фотограф. На снимках Дэвида прослеживается, как менялся Уэльс в течении 50-ти лет (с 50-х годов до 00-х). Херн снимал деревню Аберфан, которую практически похоронил под собой оползень; традиционное собрание бардов в Кармартене; семейных отдых во время «шахтерской недели»; ярмарку лошадей в Лланибитере и многое, многое другое. Это другие фотографии, трудно оценивать их по шкале «нравится-не нравится», скорее «тянет — не тянет».

Крис Стил-Перкинс «Англия, моя Англия»

Второй известный британский фотограф Крис Стил-Перкинс также является членом легендарного агенства «Магнум» и за сорок лет своей карьеры объездил весь мир: от Африки до Афганистана и Японии, но большего всего внимания Крис уделяет Англии, своей Англии. Стил-Перкинс также посетил Москву, охотно общался с журналистами, рассказывая про свою жизнь и фотографии, улыбался и был очень весел, безумно обаятельный человек с немного грустными глазами. Фотографии, представленные на выставке, были отобраны самим Крисом из числа его лучших работ.

Большинство работ Криса сугубо социальные — он показывает нам Англию изнутри, свою страну из своего сердца. Это уникальная мозаика, собранная из юмора и абсурда, насилия и одиночества, семейной жизни и проблем идентичности. Именно эти работы захватывают больше всего, собрание грустного счастья. Спектр сюжетов снимков крайне широк: будни лондонской больницы, расовые конфликты, сельская жизнь графства Дарем и многие другие. Проходя по работам Криса Стил-Перкинса, ты словно читаешь очень честный и личный рассказ о прекрасной Англии.

 

Ширин Нешат «Не спрашивай, куда ушла любовь»

Ширин Нешат родилась в Иране, училась в Калифорнийском университете и смогла вернуться в свою страну только в 1990 году. И увиденное глубоко потрясло женщину: черно-белая средневековая страна, не похожая ни на что другое выглядела подобием тюрьмы. Художница не смогла смириться с новыми правилами своей страны, с властью страха над разумом и обратилась к фотографии. В 2012 году Ширин получила предложение принять участие в оформлении станции неапольского метрополитена — «Толедо». Именно это предложение подтолкнуло фотографа к созданию серии снимков, представленных на выставке.

«Не спрашивай, куда ушла любовь» — цитата из известной песни певицы египетского происхождения Оум Калтум. Ширин Нешат в сотрудничестве с итальянским фотографом Лучано Романо решила сделать серию портретов с актерами Неапольского экспериментального театра. Всего их девять, и очень трудно понять, при чем же здесь любовь, когда изображена боль. Люди страдают не только от любви, но и от предательства, лжи, болезни в конце концов. Но. Любовь.

Shirin Neshat_Toledo Station_Naples_thumb_1

Текст: Дарья Булгакова

Фото: Валерия Шляпина