28_thumb

— Так куда ты идешь?
— На «Колбасу».
— Докторскую?
— «Фрагменты».

10 апреля состоялась премьера спектакля Валерия Шергина «Колбаса/Фрагменты» театрального проекта «Открытая сцена». Центр им. Вс.Мейерхольда представляет собой высокое новое здание серого цвета, войдя внутрь, тут же натыкаешься на охранника и вопрос: «А вы куда?» Дело в том, что этот центр не только культурная, но и бизнес-территория. Здесь вперемежку с театральными залами находятся офисные помещения и кафе. Необычное место с запутанной структурой комнат, переходов и коридоров.

«Черный зал», в котором проходил спектакль — небольшое пространство, где сцена это пол, а 4 ряда стульев стоят на возвышении. Непривычно смотреть спектакль в перспективе сверху-вниз, а не наоборот. Но от такого взгляда меняется и восприятие, ты проникаешь глубже, а от того, что действие происходит рядом — только руку протяни — следишь внимательнее, не упуская ни единой детали, сигареты, ленточки. Гробовая тишина редко когда прерывалась покашливанием или шевелением, зал маленький, слышно, конечно, все, но дело было не в страхе помешать актерам. Люди следили за игрой.

На сцене 10 человек. Все они связаны либо кровными, либо дружескими узами. На протяжении двух часов эти люди поведали нам историю. Историю о современной русской деревне, жители которой предают, изменяют, лгут, любят, дружат, переживают, заботятся. Они пользуются телефонами и ходят с лопатой убирать сарай. Они ездят в Сарапульский драматический театр и напиваются до синьки. Они уезжают в город в поисках лучшей жизни и совершают языческие обряды. Деревенские люди, те, кто стремится к новому, держась за старое.

Нам показали 13 фрагментов, несколько месяцев, в корне изменивших жизнь этого маленького мирка с большими проблемами. Один из главных героев постановки — не человек. Свинья Боря растет вместе с людьми этой деревеньки. Боря любит тех, кто его кормит, недоверчив к чужим и играет со всем, что попадает к нему в загон. Боря знает больше других, потому что все рассказывают ему свои беды, проблемы, делятся мыслями и идеями, и, если бы Боря мог говорить, он бы точно помог этой почти семье понять друг друга. Людмиле и Михаилу, которое ссорятся, изменяют и ищут нежности в других, Кате и Руслану, которые любят, но никак не могут простить друг друга, наконец Сашке, который так заботится о самом Боре. Боря открыл бы глаза на многие непонятные вещи, что происходят в семье.

Эта история основана на реальных событиях, тех, что происходят в мире ежедневно, будем надеяться, что не ежеминутно. Рассказ об отцах и детях, которые любят и от этого мучают друг друга, о любви, важнее которой нет ничего, и о том, что ради новой жизни кого-нибудь обязательно придется зарезать. Игра актеров восхищает, весь их реквизит уже на сцене, больше нет ничего, только их жесты и слова рисуют нам дом, сарай, улицу, машину. А ленты на вилах на заднем плане — словно напоминание о моментах, фрагментах жизни, судьбы, на которых стоит остановиться и поразмыслить: а все ли так, как нужно?

Это первая постановка пьесы Валерия Шерегина на московской сцене. Его работы побеждали на многих конкурсах, неоднократно были представлены на фестивале молодой драматургии «Любимовка», а пьеса «Концлагеристы» получила гран-при на фестивале «Текстура-2012» в Перми. «Колбаса/Фрагменты» поставлен режиссером Ксенией Зориной, которая в этот день сидела в зале, жадно внимая каждому слову и жесту своих актеров и, в конце, искренне радуясь тому, что спектакль удался.

Текст: Дарья Булгакова
Фото: Валерия Шляпина