!!!!Немецкое искусство, какое оно? Строгое, четкое, точное, жесткое, правильное, безупречное и безукоризненное… А так ли это? Уникальный выставочный проект «Пути немецкого искусства с 1949 года по сегодняшний день» из коллекции института связей с зарубежными странами (IFA) доказывает нам обратное. Открытие этого проекта состоялось 22 апреля в Московском музее современного искусства при поддержке генерального партнера — энергетической немецкой компании E.ON. На открытии присутствовали представители обоих компаний, в том числе генеральный секретарь IFA, генеральный директор E.ON и посол Германии в России.

Московский музей современного искусства на Петровке 25 представляет собой довольно старое, но прекрасно обустроенное здание. Выставка «Пути немецкого искусства» заняла 2 этажа (второй и третий), около 18 залов и 2 коридора. Свободное место использовали по максимуму, куда ни глянь — глаза разбегаются. И здесь интересно и тут что-то мелькнуло, а с той стороны звякнуло или рассмеялось. Да, да. Проект представляет собой почти 100 художников и около 400 живописных, графических, видео работ, фотографий, скульптур и инсталляций, отобранных для того, чтобы показать интеллектуальную и художественную жизнь Западной и Восточной Германии в ключевые моменты XX и начала XXI века.

Кураторы проекта (Маттиас Флюгге и Маттиас Винцен) провели экскурсию по выставке, рассказывая о каждом зале (чуть ли не о каждой работе, чему не способствовал, к сожалению, лимит времени). Спустя минуту стало ясно, что эти люди полностью посвятили несколько лет своей жизни этой работе. «Пути немецкого искусства» — их детище, проект, который они вырастили и изучили вдоль, поперек, снизу и сверху.

Итак, первое, что нужно узнать об этом выставочном проекте: немецкое искусство оказалось вовсе не так тесно связано с политикой, как считалось. Оно более личное, интимное, скрытое, не показное. То, что идет из сердца и выливается на бумагу, в скульптуру или видеоряд. Вся выставка разделена на несколько блоков. Первые залы заключают в себе 50-е годы, время избавления от нацизма, рекретизацию, повторное обращение к искусству до нацизма. Они обычны и необычны одновременно. Ты ожидаешь увидеть что-то черно-белое, что-то нацистское, чуточку серого — и ты это увидишь. Но каким ты это увидишь!

Следующий блок посвящен движению Fluxus — отказ от продукта, от замеревшей картинки, переход к движению и выпуклостям. Далее идут одни из самых интересных залов — это 60-70-е годы. Время, когда тело превращается в знак, в средство изображения человеческой художественной мысли. Чувствуешь, как по мере продвижения по выставке интерес с каждому предмету искусства начинает возрастать, тебя подхватывает волной и несет дальше по воплощенным в реальность мыслям почти сотни человек.

Наконец поднимаемся на третий этаж. Он почти полностью посвящен фотографии от 80-х годов до сегодняшних дней. Этот этаж условно можно назвать «картинка через картинку», возвращение фигуры. Здесь вы найдете работы Томаса Руффа, которые представляют собой увеличенные фотографии, снятые с паспортных фото. В маленьком труднодоступном зале стоит «Кокаиновая гора» Георга Херольда, сделанная из стиропора, бумаги и лака. Ну и конечно видео, черно-белое, без звука, 4:15 мин. «Яйцо пытается согреться» принадлежит «кисти» Роземари Троккель и представляет собой крутящееся яйцо на тарелке, вид сверху.

Все эти работы не дают остаться равнодушным. Некоторые заставляют улыбнуться, некоторые настолько пронзительны, чисты и искренни, что заставляют сердце екнуть. На открытие пришло много приглашенных немцев. Отовсюду слышалась грубоватая немецкая речь. И она ласкала слух, вместе со специфическим музыкальным сопровождением некоторых залов, иногда пугающим освещением и неожиданными эффектами. Искусство межнационально, оно обращается ко всем, к каждому конкретному лицу, задает жизненноважные вопросы и прячет от нас ответы. А чтобы найти их, мы должны пропустить искусство через себя.

Выставка  “Пути немецкого искусства с 1949 года по сегодняшний день” открыта до 7 сентября 2014 года.

Текст: Дарья Булгакова
Фото: Валерия Шляпина