ygxT-mHv0dU
Отправляясь жарким летним вечером в «Открытую Сцену» на премьерную постановку «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. КОНЦЕРТ», я, откровенно говоря, не знала, чего ожидать, и на всякий случай перечитывала сюжет поэмы на предмет «подводных камней», которые бы мог с успехом использовать режиссер.
Оказалось – в этом не было надобности.

«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. КОНЦЕРТ» — это творение «Труппы без названия» и режиссера Дениса Азарова (ГИТИС). Постановка шла в «Открытой Сцене» два дня подряд, 23 и 24 мая, в рамках фестиваля «ПЕРЕХОД 13/14».

На сцене перед зрителями предстали двенадцать человек: шесть ребят и шесть девушек в минималистичном черном и разноцветных шерстяных носках. Детский голос за кадром пролепетал «У Лукоморья дуб зелёный…», а актеры начали читать «Руслана и Людмилу», меняясь ролями и перебивая друг друга. Это все еще ничего мне не говорило, но только до того момента, когда импровизированный Руслан, в сопровождении табличек «ДЕНЬ»/«НОЧЬ»,  комически серьезный, отправился за своей суженой, сидя на подоконнике, в плаще из белой простыни и длинной палкой в руке. «Свои», — с облегчением подумала я.

RVdFE57fWsw

Вопрос художественных средств скорее второстепенный, но меня просто очаровали декорации. Не так-то просто определиться с реквизитом, костюмами, ролями, ведь ты либо идешь в изображении деталей до конца, либо признаешь, что это – второстепенное, и доказываешь, что играть можно как угодно и с чем угодно. «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. КОНЦЕРТ» — как раз второй случай. Денису Азарову  и художнику Дмитрию Горбасу удалось найти тот в меру показательный, в меру условный код, который устанавливает связь между публикой и актерами. Эта связь построена на искрометном юморе и доверии, и именно она в сочетании с игрой вовлекает зрителя в действо. Постоянная  смена центра действия, переносящая взгляд из одного края сцены в другой, где посреди диалога вдруг что-то грохает, обилие пояснительных табличек вроде «СТАРЫЙ ФИНН», «МОЛОДОЙ ФИНН», лохматый треугольный отрез с надписью  «БОРОДА» символизирующий одноименную часть Черномора, непрекращающееся чередование ролей — все это вызывало в зале взрывы смеха. Конечно, невозможно не упомянуть о замечательных музыкальных вступлениях Романа Синицына «Я тебя украду», «What have I got to do to make you love me», и о цоевской «Кукушке», сопровождающей Руслана, меланхолично бредущего по полю. В конце, будто бы в сумерках, звучит красивейшая народная песня «Вечерок да вечерается» в исполнении девушек (надо сказать, очень душевном).

lCCTB1SHUiM

Спектакль действительно о мужчине и о женщине, и тем ярче типирование, когда на сцене не двое, не трое и даже не четверо, а двенадцать человек. Каждая девушка и каждый парень иллюстрируют свое, как я уже говорила, постоянно меняясь ролями, и в этой смене ролей каждый демонстрирует характерные черты. Словами самого же Пушкина, меняя лишь интонацию и ситуацию, они иронизируют над отношениями мужчины и женщины, над миром, над собой, и почему-то мне кажется, что великий классик был бы совсем не против, благо сам не промах. Такой взгляд – оригинальный, полный трогательного юмора – позволяет взглянуть на классику другими глазами, и вместе с тем здесь много уже вросших в человеческое сознание, архетипических отношений между полами, оставляющих постановку в рамках вполне понятной психологии.

ywmMincdbkM

Сказать, что мне очень понравилось — не сказать ничего. Если «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА.КОНЦЕРТ» снова появится в афише театра, то очень советую его посмотреть. После этого спектакля я со всей ответственностью могу сказать, что восхищаюсь ребятами из «Открытой Сцены», что хочется пересмотреть весь репертуар и с нетерпением ждать новых премьер. В постановках молодых режиссеров есть чистая и светлая искра, и очень здорово, что они заявляют о себе творят снова и снова, что артисты играют вдохновенно и с любовью к своему делу, а сам театр регулярно предлагает премьеры и специальные проекты.

Режиссер: Денис Азаров
Художник: Дмитрий Горбас
Музыка: Роман Синицын, Дмитрий Горбас

Артисты:

Юлия Скирина, Мария Матвеева, Елизавета Левашова, Мария Ливадина, Христина Зайфиди, Мира Ардашева, Роман Синицын, Кирилл Манаков, Дмитрий Иванов, Илья Замчалов, Олег Гораев, Александр Кочетков

 

Текст: Любовь Репина
RECRID благодарит театр  «Открытая Сцена»за предоставленные фотографии