DSC_0060

Недавно в галерее «Ковчег» в Москве открылась выставка работ Марии Мыслиной в рамках цикла «Незабытые имена».
Данный цикл выставок посвящен тому, чтобы показать людям работы талантливых, но по разным причинам ранее редко выставлявшихся или не выставлявшихся вовсе художников. Название выставки говорит само за себя: «Незабытые имена», означает, что те, кто служил искусству, но не был широко известен, не забыты, их работы будут донесены до публики, а их имена встанут в один ряд с именами самых известных художников России.

DSC_0020

С 19 июня по 19 июля галерея представляет серию работ одного из таких художников –  Марии Мыслиной. Мария родилась в 1901 году в Москве, уже в юности занималась искусством в школах Коровина, Машкова и Леблана, в разные годы состояла в Ассоциации художников революционной России, Объединении молодежи Ассоциации художников революции и Москвоском Союзе художников. Работала книжным иллюстратором и оформителем. В 1937 году была репрессирована как жена изменника родины Владимира Каабака и отправлена в АЛЖИР, в Акмолинский лагерь жен изменников родины, позднее была переведена в женский лагерь в поселке Долинское, а в 1946 году освобождена. Из-за запрета на поселение в крупных городах жила в Чебоксарах, Владимире и других небольших населенных пунктах. В Москву Мария вернулась только в 1955 году, и пребывание ее в городе было довольно тяжелым, она жила с пожилой матерью в комнате площадью 9 кв. м. и не могла полноценно работать. Только после официальной реабилитации, ей, как члену Московского Союза Художников было разрешено выезжать на творческие дачи, где Мыслина смогла по-настоящему вернуться к творчеству. Скончалась художница в 1974 году в Москве, где и была похоронена.

DSC_0046

Это практически все  доподлинно известные факты об ее биографии. Сведений о ее жизни крайне мало, и они не широко известны. Как, собственно, и ее работы, знакомые довольно узкому кругу людей. Некоторые связывают это с тем, что до нашего времени дошло лишь небольшое количество работ последних двух десятков лет ее творчества 1950 — 1970 годов, о более ранних же работах не известно вообще ничего, не сохранились даже их репродукции.Но существует так же точка зрения, что работы Марии  попадают под формулировки «безыдейности» и «мелкотемья»  и поэтому ценятся невысоко. И действительно, все работы выполнены на листах небольшого формата, основными инструментами служили карандаши и акварель — средства, любимые выезжающими художниками. В большинстве работ Марии сложно проследить сюжет, а чтобы увидеть какие-либо образы, нужно пристально вглядеться, но  ценители ее искусства говорят, что именно в этом и заключается особенность ее работ, их своеобразная привлекательность и тонкость.

DSC_0030

Поклонники Мыслиной так же отмечают тот факт, что Мария довольно активно занималась анималистикой — изображала животных, а, как известно, этим могут заниматься только художники поистине любящие свое дело и имеющие определенный талант. Рисовать животных довольно трудно, ведь они не позируют, а запомнить и изобразить нужный момент под силу не каждому. А именно в работах Марии несколько клякс чудесным образом складывают в практически живое изображение какого-либо зверя, что делает даже самые простые ее работы наполненными живой энергией.

DSC_0027

Если говорить об особенностях работ Марии, можно так же выделить то, что в ее картинах практически полностью отсутствуют сюжеты о Москве и городской жизни. Это объясняется тем, что в силу жизненных обстоятельств Мария не могла творить в городе. Такую возможность ей давали только выезды на дачи, и именно с ними связаны образы ее работ. Подмосковные пейзажи, животные, сцены жизни деревенских людей, морской берег Краснодарского края, где располагалась одна из любимых дач Мыслиной Горячий Ключ — вот главные сюжеты всех выставленных работ.

DSC_0044

 

Текст: Никитина Виктория

Фото: Шигорева Наталья